The Jewish Times

Чт04242014

Russian Arabic Azerbaijani English French Georgian German Hebrew Portuguese Spanish Yiddish
В Москве пройдет ежегодная международная конференция по иудаике

В Москве пройдет ежегодная международная конференция по иудаике

3–5 февраля 2014 г. в Москве в гостинице «Космос» пройдет Двадцать первая ежегод...

В Израиле открылась фотовыставка, приуроченная к 22-й годовщине трагедии в Ходжалы

В Израиле открылась фотовыставка, приуроченная к 22-й годовщине трагедии в Ходжалы

В Акко - одном из древнейших городов Израиля - открылась фотовыставка «Justice f...

Горские евреи скорбят в связи с кончиной Ариэля Шарона

Горские евреи скорбят в связи с кончиной Ариэля Шарона

Горские евреи всего мира скорбят и склоняют головы в связи с кончиной бывшего пр...

Реклама

«
||
»

Персоналии

Доктор экономических наук, профессор Абрамов Руслан Агарунович

Доктор экономических наук, профессор Абрамов Руслан Агарунович

Лифт. В лифте едут двое молодых студентов, молодая симпатичная студентка (стоит спиной ко всем, лицом к дверцам лифта), и трое преподавателей, мужчины...

Loading...

Общины

Синагога горских евреев в Москве

Синагога горских евреев в Москве "Бейт Талхум"

Во дворе комплекса Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке Москвы в конце 1999 года открылась синагога горских, построенная...

Loading...

Событие

История

Феликс Львович Шапиро и горские евреи

Феликс Львович Шапиро и горские евреи

Об этой еврейской общине, нашедшей в средние века себе пристанище на Кавказе, писали очевидцы ещё тех далеких лет – начиная от авторов книги «Дербент-...

Loading...

Культура

В Нью-Йорке представлена ретроспективная выставка художника и поэта из Баку

В Нью-Йорке представлена ретроспективная выставка художника и поэта из Баку

В Нью-Йорке представлена ретроспективная выставка работ живописца, графика и поэта из Баку Наума Чакбасова, чьи работы хранятся в крупнейших художеств...

Loading...

Библиотека

Хизгил Авшалумов: Черные слезы

Хизгил Авшалумов: Черные слезы

Эх-эх, бабка, бабка, будь ты неладна!.. А еще говорят: "Уваж-ж-жай, мол, их, стариков, почита-а-ай, склоня-я-яй свою голову перед ними, как перед свят...

Loading...

В память...

Захаров Захар Хизгияевич

Захаров Захар Хизгияевич

Захаров Захар Хизгияевич родился в 1913 - 1944 году в г.Куба Азербайджанской СССР. Жил в Баку. Работал оператором по нефтяным установкам на заводе им....

Loading...

Ковроплетение - древнейший вид декоративно-прикладного искусства

«Ковры окружают нас с младенчества, - какой горский еврей, а тем более, если он из Азербайджана, не засыпал, глядя на причудливые узоры, не делал первых шагов на мягком ворсе материнских ковров!»

В самом раннем детстве, будучи любознательным ребенком, я подолгу внимательно разглядывала затейливые узоры бабушкиных ковров. В чередующихся рядах орнаментов я находила на красочной поверхности ковров – синеву неба, бирюзу озер, изображения причудливых узоров, разнообразных мифических рыб, реальных и сказочных птиц и животных, смешных человечков, эти рисунки были скорее символичны, чем декоративны. Заметив в моем пристальном детском взгляде удивление, бабушка удовлетворяла мое детское любопытство, объясняла форму тех или иных узоров, значение орнаментов и их геометрического происхождения. Рассказывала, почему в качестве украшений на коврах используются всевозможные орнаменты, розетки, медальоны, люди, животные, птицы, сюжетные мотивы. Что в далекие времена некоторые орнаментальные изображения в коврах носили определенный, ясный смысл, и что большое значение имеет размер ковра, его расцветка, рисунок с изображениями, которые символизируют богатство и достаток. И что очень важно для ковра, говорила бабушка, это хорошая пряжа, окрашенная натуральными растительными красителями, такими, как «марена-крап» (буйог, дор боги, нугорес), а также плетение и плотность вязки. Она брала за уголок ковер из белой, шерстяной, связанной в косичку бахромой, и начинала свой рассказ, показывая мелкие стежки - клеточки на обратной стороне ковра. Рисунок каждого ковра – это история, в него вкладывается много труда и душевного тепла, орнаментальные мотивы, в большинстве своем, заимствуются из окружающей нас природной среды или предметов быта. 

Окончив рассказ о коврах, бабушка садилась рядышком на плоскую напольную подушку, набитую шерстью - дюшэкчэ, туго обвязывала голову тонким шелковым платком - келагаи с орнаментом по краям, спрятав под него свои косы, и начинала интересный рассказ - притчу со слов: «Было то, или не было, сказка это или быль, только добро исходило от Всевышнего, а недоброе от людей ... – Бири нэбири хэйр эз Худо, шэйр эз бэндэ бири…». Во времена долгих и тяжелых лет скитаний царь Соломон - Шлома-Мелих спасаясь от гнева своих братьев, от зависти Авессалома, и от ревности Адонии, был принужден под чужим именем скрываться в чужих землях, терпел страшную бедность и лишения в отдаленной неизвестной стране. (В Адонии – сыне Давида от Аггифы, Соломон с полным основанием видел своего конкурента. Ещё при жизни Давида, Адония возгордившись, говорил: «Я буду царем!» (3Цар. 1:5) Он организовал заговор с целью захватить власть). Как-то, когда скитающийся царь Соломон - Шлома-Мелих стоял на рынке в ожидании, что его наймут куда-нибудь работать, к нему подошел царский повар и сказал: «Чужестранец, помоги мне донести эту корзину с рыбами во дворец». Своим умом, ловкостью и умелым обхождением Шлома-Мелих, так понравился придворным, что в скором времени устроился во дворце, а когда старший повар умер, то он заступил на его место. Однажды, увидев нового повара, единственная дочь царя, прекрасная пылкая девушка, тайно влюбилась в него. Невольно открылась Шлома-Мелиху в любви, и они ночью тайно бежали вместе из дворца, но были настигнуты стражей и приведены обратно. Шлома-Мелих был осужден на смерть, и брошен в темницу. В темнице он соткал прекрасный шелковый ковер, царь увидел его работу и был поражен красотой ковра. Тогда царь снабдил Шлому золотой и серебряной пряжей, а также драгоценными камнями, и велел соткать еще один ковер. Шломо соткал ковер еще краше, чем прежний. Наслаждаясь красотой ковра, царь этой страны, в какие бы другие царства ни ездил, возил ковер с собой, показывая его необыкновенную красоту. И вот, этот златотканый ковер увидали приближенные царя Давида – Давида-Мелиха. По рисунку чудесного ковра, они догадались, кто его соткал, и определили его местонахождение. Так приближенные царя Давида – Давида-Мелиха узнали о том, что он в темнице, пришли и спасли мудрого царя Соломона – Шлому-Мелиха. 

Изготовление ковра довольно долгий процесс. Мы даже не задумываемся, сколько времени занимает изготовление ковра. Умелый ткач может вязать примерно 6000 узлов в день для шерстяного ковра. А если это шелковый ковер, то производительность снижается до 5000 узлов в день, так как вязать шёлковый ковёр сложнее. Таким образом, для изготовления ковра 2 ? 3 метр в нескольких распространённых вариантах качества будет следующим: 100 узлов на кв. см.; 1000000 узлов на кв. м.; 180 дней на кв. метр; 6000000 мл. узлов в ковре на 2 х 3 метра; 1080 дней (почти 3 года) - время на создание ковра 2 х 3 метра. Эти оценки не включают время, необходимое для подготовки шерсти (для стрижки шерсти, её расчёсывания, скручивания и окраски, чтобы составить схему дизайна, помыть и постричь законченный ковёр). Создание ковров ручной работы очень трудоемкий и длительный процесс.

Самые лучшие ковры ткались в частных условиях на шерстяной основе, а производственные, так называемые государственные ковры ткались на хлопковой основе. Много ковров было соткано в ковровой артели Еврейской Слободы г. Кубы, но все же, большинство ковров создано женщинами в быту – то есть, дома. Горские еврейки по образу своей жизни, в силу вековых традиций в основном не работали и ни какие трудности не мешали им быть хранительницей домашнего очага, в котором самой природой определено поддерживать, и сохранять его огонь. Многие женщины, занимаясь хозяйством, растили детей, ожидали своих мужей, из дальних поездок, где они вели торговлю или зарабатывали деньги на сезонных работах. А женщины - искусницы, не смотря на некоторый запрет местных властей, не позволявших ткать ковры на дому, умудрялись создавать прекрасные шедевры.

И так ковер - это не только продукт человеческого труда, состоящий из основы и ворса и служащий практичным и красивым предметом интерьера. Настоящий ковер - это не только теплота и уют в доме, это не только неотъемлемая часть дизайна жилища, последний штрих в его оформлении. Ковры - это часть мира, его истории, его культуры! «Мир ковров» - это, прежде всего, люди, работающие с душевным теплом и фантазией для уюта в нашем доме, которым не безразличны ваши - желания жить красиво, оригинально и со вкусом! Это творческие личности, перенявшие древнее искусство - ковроплетения от старшего поколения и передающие свои навыки своим детям и внукам.


Фрида ЮСУФОВА
член Союза писателей Израиля


_____________________________________________________________ _____________________________________________________________

У вас недостаточно прав для добавления комментариев. Авторизуйтесь пожалуйста.

Грузинские евреи

Бухарские евреи